В дни подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Музейно-выставочном центре начал свою работу межмузейный выставочный проект ГЕРОИНИ.
Это уже третий совместный проект, реализованный при кураторстве сотрудников Ивановского областного художественного музея. Накануне празднования Победы работы, представленные на выставке, неожиданно исследуют совсем другую темы - тему женщины, её трансформацию под напором окружающей жизни, изменения роли женщины в условиях страшной войны.
Сочетание полотен крупных мастеров и известных ивановских художников с фотографиями по-своему интерпретирует историю ХХ века и место в нём женщины, причастность её к сложным мировым событиям, испытаниям.
Начало проекта ещё даёт нам последние свидетельства очарования женственности: тёплые городские летние пейзажи, гуляния в парках, прекрасные натюрморты, очаровательные дамы в перчатках и шляпках. Древнее представление о женщине как хранительнице очага, матери ещё преобладает.
1930 – годы – время возвращения к семейным ценностям, традициям. Лишь работа знаменитого авангардиста А.А. Лабаса "Противовоздушная оборона" своими резкими линиями, показной кутерьмой на минуту создаёт тревожное впечатление нависшей угрозы, которое, впрочем, тут же растворяется в таком родном интерьере П. Трубникова и великолепным натюрморте ещё одного великого авангардиста А.В. Куприна.
Годы войны ознаменованы потерей стабильности и ставят всё с ног на голову. Совместная работа М.И. Малютина и Е.А. Грибова "Брестская крепость. 1941 год" подводит зрителя к трагической теме начала войны: на полотне герои и героини, которые не смотрят на зрителя и уже здесь будто разделены на два лагеря – тех, кто остаётся и провожает и тех, кого провожают. Герои, уходящие в вечность.
Действительность заставляет презреть физиологические различия. И женщина примеряет на себя другие роли: разнорабочего, военного, врача, партизана. Но она не только не может уйти от своей идентичности, но и намеренно преобразует окружающее пространство, делает его "под себя". Женщина продолжает заботиться о детях, о себе, оставаться чувственной и женственной в условиях тяжёлой работы и постоянного тревожного не отпускающего ожидания – ожидания новостей с фронта, ожидания нападения или бомбёжки, ожидания солдатского письма...
С полотен и фотографий военного времени на нас смотрят они – ГЕРОИНИ. В военной форме, в медицинском халате с уставшими глазами, без времени постаревшие матери, отправившие на фронт мужа, сыновей, братьев. Одновременно красивые, одетые по моде, собравшие в кулак всё своё мужество, каким бы странным не казалось это сочетание.
Знаменитые работы наших земляков Е.А. Грибова, П.А. Кривоногова, Б.И. Пророкова, Н.П. Секирина создают незабываемый образ женщины на войне. В центре экспозиции – "Мать" Б.И. Пророкова как образ родины, родины-матери – прекрасная молодая мать и солдатка, понимающая свою роль защитницы как свой святой долг.
Сочетание живописных работ с фотографией времён Великой Отечественной войны даёт зрителю возможность ассоциировать реальность и её художественную интерпретацию.
Роль женщины как матери и вынужденно единственного примера для своих детей продолжена и в тематических блоках, посвящённых школе, роли учителя и сельским труженикам. Восприятие чудесных сельских пейзажей с детьми и животными вдруг омрачается воспоминанием о времени, к которому отнёс их художник. Перед нами не просто картины мирного труда, но труда необходимого, героического в те дни, когда страна напрягает все свои силы.
Работы, повествующие о послевоенном времени, в красках представляют нам тот образ суперженщины, который постепенно закрепляется в сознании народа, да и самих женщин: она и работница, и мать, и общественный деятель одновременно. Знаменитые текстильщицы художников В.В. и Н.П. Родионовых перемежаются с портретами героинь соцтруда Народного Художника РСФСР М.И. Малютина и прядильщицами Р.Ф. Михайлова. Героини портретов М.И. Малютина – Е.Г. Амосова, Ю.М. Вечерова, З.П. Пухова. Они носят на себе отличительные знаки неженских званий – Герой социалистического труда, ударник социалистического труда. Но даже в рамках "сурового стиля" мощный художник уводит эти приметы на второй план, являя зрителю прежде всего женщину с её судьбой. Тему поддерживает одна из завершающих работ М.С. Агеева, известного ивановского пейзажиста. Работы Агеева всегда были наполнены любовью к родине, к красоте родной природы. Здесь мы видим своеобразную пастораль – пейзаж с людьми, среди которых женщины и дети, прогуливающиеся в яркий солнечный весенний день. Весна как символ обновления и торжества жизни. Женщины как символ весны.
Выставка работает до 11 марта 2020 г.
Музейно-выставочный центр в праздничные дни 7, 8 и 9 марта работает с 11.00 до 17-30
Дополнительная информация по тел.: (4932) 41-38-12