"За семью печатями"

Музей предлагает


Архив выставок

29.05.2018

"За семью печатями"

Особенные, необычные и недоступные тайны скрываются за фигуральным выражением «за семью печатями». Экспозиция выставки впервые во всей полноте раскрывает многие тайны печатей как явления культуры, вещественного и письменного источника, как произведения искусства.


На выставке представлена коллекция сфрагистики из собрания «ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина».  Печати, датируемые к. XVIII – нач. XX вв., собранные Д.Г. Бурылиным – основателем Музея Древностей и Редкостей, предназначались для размещения в минц-кабинете наряду с богатой нумизматической коллекцией.


История бытования печатей уходит своими корнями в глубокую древность. Обычай помечать свою собственность при помощи какого-либо знака, принадлежащего определенному лицу, возник на Востоке. В вавилонских, египетских, а позднее древнегреческих и древнеримских источниках  находятся сведения о печатях. В Библии упоминается использование личных печатей. С течением времени печати стали прикладывать к документам вместо подписи.


Древнейшая русская печать относится к началу XII столетия. Ранними печатями удельных русских князей были свинцовые «вислые» печати и перстни с различными изображениями. Обычай иметь несколько личных печатей в перстнях перешел и к русским царям.


Печати, бытовавшие в России в XVIII - нач. XX вв., можно разделить на три вида: печати-перстни, печати настольные и печати-подвески. Все виды печатей в различных сферах их предназначения представлены в тематических разделах выставки.


Печати с наследственными дворянскими гербами, печати местных государственных органов власти, производственные, церковные, печати учебных заведений, клубные – эпиграфичные и эмблематичные – являются ярким иллюстративным материалом, раскрывающим историко-культурное развитие Ивановского края.


Коллекция музея располагает большим подбором личных и именных печатей самых разнообразных, порой причудливых форм: в виде фигурок людей и животных, печатей, напоминающих вазы с ручками и крышками, в форме каннелированных колонок, в оправах, похожих на флористические композиции. Металл, цветные камни различных пород, стекло, кость использовались для резанья матриц и рукоятей печатей. Аллегорические композиции и эмблемы распространены в гравированных сюжетах личных печатей.


Отдельный раздел отведен печатям советского времени. Именно в XX веке было достигнуто полное единообразие, как в оформлении, так и в процедуре использования сфрагистических регалий.

Большинство печатей снабжено цифровыми копиями.

DSC_0373.JPG   DSC_0379.JPG

DSC_0377.JPG   DSC_0378.JPG

Возврат к списку